Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МБДОУ созданы специальные условия для обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ:
- кадровое обеспечение;
- организация развивающей предметно-пространственной среды;
- использование специальных образовательных программ и методов, методических пособий и дидактических материалов;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Необходимым условием сопровождения воспитанников с ОВЗ является соблюдение кадровых условий — штатное расписание МБДОУ предусматривает наличие узких специалистов: учителей-логопедов, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Эти специалисты входят в состав психолого-педагогического консилиума МБДОУ.
На основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии г. Назарово для создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством комплексного психолого-педагогического сопровождения специалисты психолого-педагогического консилиума МБДОУ разрабатывает адаптированные образовательные программы дошкольного образования для детей разных нозологических групп.
Для обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ специально оборудованы кабинеты узких специалистов, групповые помещения и помещения для проведения практических занятий (кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, музыкальный зал, физкультурный зал, изостудия).
Объекты для проведения практических занятий
В кабинете учителя-логопеда развивающая предметно-пространственная среда организована таким образом, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функций.
Пространство кабинета педагога-психолога организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности педагога-психолога, исходя из этого кабинет делится на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку.
Групповые помещения, спортивный и музыкальный залы оснащены современными средствами обучения, воспитания и игровым, физкультурным, методическим оборудованием для организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья разных категорий.
В каждой группе комбинированной направленности оформлены центры коррекции, организованные в соответствии с нозологической группой и зоной актуального развития воспитанников с ОВЗ, посещающих данные группы. Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в этих центрах обеспечивает игровую, познавательную, двигательную, исследовательскую, творческую активность воспитанников.
Библиотека
Библиотечный фонд МБДОУ представлен методической литературой по пяти основным линиям развития воспитанников и методической литературой, необходимой для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, а также детской художественной литературой, наглядно-дидактическими пособиями, периодическими изданиями. В каждой возрастной группе оформлены книжные центры, которые оснащены книгами, иллюстрациями, портретами детских писателей и поэтов в соответствии с возрастными особенностями детей группы.ь
Спортивные объекты
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе СП 2.4.3648-20); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В МБДОУ имеется физкультурный зал, бассейн с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре, спортивная площадка. Физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные мероприятия, спортивные соревнования организуются с учетом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня, для этого:
- проводятся занятия физкультурой (на улице и в спортивном зале);
- организуются занятия по плаванию в бассейне;
- в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки с различным гимнастическим оборудованием;
- в течение дня организуются подвижные игры, физкультминутки;
- используются корригирующие гимнастики, спортивные игры и соревнования,
- проводятся общие сезонные и народные праздники.
Сотрудничество инструктора по физической культуре, воспитателей, специалистов и медицинского персонала позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение их двигательной активности.
Средства обучения и воспитания
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе СП 2.4.3648-20); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В МБДОУ имеется физкультурный зал, бассейн с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре, спортивная площадка. Физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные мероприятия, спортивные соревнования организуются с учетом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня, для этого:
- проводятся занятия физкультурой (на улице и в спортивном зале);
- организуются занятия по плаванию в бассейне;
- в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки с различным гимнастическим оборудованием;
- в течение дня организуются подвижные игры, физкультминутки;
- используются корригирующие гимнастики, спортивные игры и соревнования,
- проводятся общие сезонные и народные праздники.
Сотрудничество инструктора по физической культуре, воспитателей, специалистов и медицинского персонала позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение их двигательной активности.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания МБДОУ не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручней внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации. Входные площадки имеют навесы, вывеску с названием организации, графиком работы организации, звонок при входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло "Выход", а также знаками безопасности «Желтый круг для слабовидящих». Все подъезды и подходы к зданию в пределах территории МБДОУ асфальтированы. Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Специальные условия питания
МБДОУ обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов в соответствии с их возрастом и временем пребывания в Учреждении по нормам, установленным законодательством. Организация питания воспитанников в МБДОУ осуществляется в строгом соответствии с СанПиН2.3/2.4.3590-20 и требованиями Госстандарта.
Основными принципами организации питания детей в детском саду являются обеспечение сбалансированного 5-ти разового рационального питания воспитанников, в том числе и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин), соблюдение определенного режима питания, а также выполнения установленных правил технологии приготовления блюд, обеспечивающих максимальное сохранение пищевой ценности продуктов.
Специальные условия охраны здоровья
Вся работа детского сада (далее - МБДОУ) строится на принципах охраны жизни и здоровья всех воспитанников в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП 2.4.3648-20).
Условия охраны здоровья воспитанников:
- организация питания воспитанников;
- определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул в соответствии с СП 2.4.3648-20;
- пропаганда и обучение навыкам охраны и сохранения здоровья и здорового образа жизни;
- организация профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, занятий физической культурой и спортом;
- обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в МБДОУ;
- профилактика несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в МБДОУ;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
- оказание первой медико-санитарной помощи;
- расследование и учет несчастных случаев воспитанников во время пребывания в МБДОУ, в порядке установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранении;
- обеспечение воспитанников мебелью в соответствии с их ростом и возрастом, лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды обеспечиваются мебелью приспособленной к особенностям их психофизического развития, индивидуальным возможностям и состоянию здоровья;
- в дошкольном учреждении осуществляется контроль доступа в учреждение, имеются тревожные кнопки.
Медицинский персонал наряду с администрацией МБДОУ несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей и лиц с ограниченными возможностями в проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня. МБДОУ предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществляет контроль их деятельности.
Доступ к информационным системам
Доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья не имеется.
Электронные образовательные ресурсы
Электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет.
Специальные технические средства обучения
При организации психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, для качественной реализации АОП ДО детей разных нозологических групп МБДОУ оснащено необходимым материально-техническим обеспечением, содержащий в себе методические материалы и средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста, в т.ч. детей с ОВЗ.
Для детей с НОДА имеются: стул ортопедический, ходунки - ролляторы, тактильные дорожки.
Для качественной реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей разных нозологических групп МБДОУ оснащено необходимым оборудованием и пособиями, имеет методические материалы и средства воспитания и образования детей.
В МБДОУ имеются технические средства обучения нового поколения, значительно расширяющие возможности педагогов и воспитанников: компьютерная техника (количество компьютеров в МБДОУ – 8 шт., с выходом в интернет - 6 шт.), 7 принтеров, единая локальная сеть; ТСО: 3 телевизора, 2 музыкальных центра, 1 видеокамера, 2 видеопроектора.
Наличие общежития, интерната, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - нет.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МБДОУ «Детский сад №26 "Теремок» г. Назарово Красноярского края отсутствуют